суббота, 22 ноября 2008 г.

Пространственно-временные ассоциации




В серии работ, предлагаемых вашему вниманию, с неожиданной стороны открываются творческие интересы Лыкова Н.Н., автора этих картин. Здесь слились воедино три компонента: любовь к истории, навыки строгого логического мышления, умение увидеть суть явления с неожиданной стороны.
Несомненно, в работах данного цикла явственно ощущается влияние знакомства автора с фундаментальными работами профессора Козырева по тематике "Пространство - время". Как это влияние отразилось в творческих работах Лыкова Н.Н. можно разобраться, рассматривая и анализируя каждую работу.
Автор статьи Москалёв А.Н

Простаннственно-временные ассоциации
Автор Лыков Н.Н. "Готика"
Итак – «Готика» (оставим пока в стороне хронологическую последовательность). Ни один из художественных стилей прошлого не вызывает столь горячих споров и таких резких перемен в суждениях о нем, как готическое искусство. Отголоски средневековой эпохи доносятся и до наших дней.
Времена менялись, проходили века, а памятники средневековья — величественные готические сооружения — продолжали сохранять свое идеологическое и художественное воздействие. Импульс средневековья продолжает производить сильное эмоциональное впечатление и помогает вызывать к жизни новые художественные образы. Главное в нем возможность понять красоту архитектурно оформленного пространства, взаимопроницаемости перспективных планов, ценность света, одухотворяющего строгие каменные формы интерьера, соотношение архитектуры и человека. Достижения готических мастеров продолжают жить в художественной практике нашей эпохи. Что же конкретно изобразил автор на работе «Готика»? Какие символы наиболее характерны для данного типа цивилизации? Естественно, что это элементы наиболее характерного сооружения этого периода — готического собора. Именно в здании собора заключается ряд сложных конструктивных задач, стоявших перед готическим мастером, высокий уровень мастерства, методы решения конструктивных проблем, единство образного строя и конструкции храма. Эпоха ГОТИКИ — XII-XVвв. — своеобразный узел истории. Это время крестоносного движения, век феодального могущества, окруженного атмосферой сложного и утонченного быта и украшенного ореолом рыцарских доблестей и культа куртуазной любви, т.е. «культа прекрасной дамы». Кстати, символ этого культа — роза, которую сжимает стальная рыцарская перчатка, помещена в центр композиции вовсе не случайно. Ведь роза в католической традиции является также и символом Богоматери. Образы горожан введены в композицию совсем не случайно — феодальный способ производства именно в этот период вырастает из рамок натурального хозяйства, что в свою очередь ведет к появлению класса доселе неведомого — свободных горожан, экономически и социально самостоятельных, заинтересованных в развитии товарно-денежных отношений. Центр — город, который вышел на историческую арену в XII-XIIIвв. Определил на века характер производственной, творческой и духовной деятельности. Религиозно-моральный идеал этой эпохи становится несравненно мягче, человечнее, задушевнее, что обусловлено стремлением католической церкви объединить и вместить в себя весь мир, движениями религиозного сознания, направленными на воздействие церкви на мир, на проникновение в мирскую стихию.
В готическом искусстве сходились все нити интеллектуальной и духовной жизни эпохи. Символ этой жизни — представитель духовного сословия — монарх-доминиканец. Церковная реформа, работы Альберта Великого и Фомы Аквинского, Бернарда Клервосского — одни из многих черт этой бурной эпохи. В западной Европе один за другим возникают университеты. Теоретическая мысль и художественная практика Средневековья вращались вокруг некой непреклонной догматической концепции, что придавало им поразительную слаженность и единонаправленность. Средневековое общество было в то же время не чем-то «застойным», именно поэтому композиция холста построена в развитии по вертикали. Центральная точка за верхним обрезом рамы. Вверх — к звездам, небесам, что отражает стремление этой эпохи. Каждая эпоха несет в себе символ расцвета и «упадка». Роза составленная их двух частей белой и алой как ничто другое отражает данное положение. Ведь именно война Алой и Белой розы в Англии XY века (1455-1485гг.) — один из рубежей, за которым собственно и заканчивается эпоха средневековой Европы, эпоха расцвета готического искусства, оставившая яркий след в истории человечества.
Автор Лыков Н.Н. "Предверие катастрофы"
«Преддверие катастрофы»
— одна из наиболее глубоких и интересных работ данной серии.
Справедливо считать, что XX столетие нужно отсчитывать с августа 1914 года, с начала первой мировой войны, ведь она не только не походила на войны предыдущие, но и полностью изменила ход истории человечества. Все переменилось, все! Рухнули 4 империи (Российская, Германская, Австро-Венгерская, Турецкая). Прахом рассыпались традиции, иерархии, установления. Уже не годится ни прежний опыт, ни прежнее родословие, ни прежние теоретики…
Весь мир содрогался в катаклизмах, все трясло. В огне сражений Великой Отечественной войны (как ее именовали) как-то растаяли прежние этические ценности, в частности собственно ценность человеческой жизни. Красный террор, зверства нацистов и японской военщины, ужасы Освенцима и Хиросимы — все это оттуда, с полей первой мировой войны. Плоды ее мы, можно сказать, пожинаем до сей поры.
Так вот, автор изобразил предчувствие этого катаклизма. Поэтому в центре композиции фрагмент работы Э.Мунка «Крик». Фрагмент помещен на фоне элементов искусства модерна, искусства столь много обещавшего, человечного по своей сути, но не развившегося в силу причин, не связанных с его внутренней динамикой. Принцип гуманизма, связи с природой, внутренней свободы не мог быть востребован по окончании войны (или, точнее сказать, в перерыве между войнами). Установленным в Европе тоталитарным режимам — СССР, Германия, Италия — модерн был явно «не ко двору». Хотя традиции модерна востребованы и в дальнейшем, в частности, отдельные элементы дизайна идут прямо оттуда. Начало нового века и тысячелетия дают нам возможность осознать значение этого короткого, но плодотворного периода в истории человечества, именуемого загадочно и интригующе «модерн».
Автор Лыков Н.Н. Простаннственно-временные ассоциации

«По мотивам Пабло Пикассо» — по тематике данная работа примыкает, по сути, к холсту Преддверие катастрофы». Тот же мотив и настрой ожидания катастрофы. Но мотив этот передан через видение распада личности. (Недаром абсент, любители которого взяты за основу холста, был запрещен во Франции перед началом первой мировой войны как угроза национальной безопасности французской Республики. Содержал ядовитые, галлюциногенные вещества, разрушающие организм в кратчайшие сроки). Распад человеческой личности, распад моральных и этических норм, устоев религиозной и семейной морали — все это привело к распаду государств, страшной мировой войне с применением (впервые в истории!) оружия массового поражения — химического. Чем не продолжение действия абсента, по сути дела того же химического оружия неизбирательного действия…
Автор Лыков Н.Н. "Египет..."

«Египет — начало или…?» Казалось бы, ну что нового можно сказать об истоке современной цивилизации. Со школьной скамьи усвоен образ Египта — пирамиды, сфинкс, Нил, фараоны, четкая датировка династий. Но наше время беспощадно к мифам и мифотворчеству. Вот и «стройная история Египта» рассыпается на глазах. Оказывается, языки древнего, среднего, нового царств Египта — это разные языки. И теория строительства пирамид именно египтянами под большим вопросом — нигде (!) подробно не описано, как и для чего, собственно, эти пирамиды строились — ни одного захоронения фараонов в них не найдено. В невообразимое «далеко» относят современные исследователи и создание сфинкса, Первоначальный лицевой угол статуи сфинкса не характерен ни для одной из земных рас. А постамент статуи размыт потоками воды (это 16-15 тыс.лет до нашей эры). А первоначальное русло Нила, обнаруженное под песками Сахары, вело не в Средиземное море. А описание битв и побед фараонов, которых в действительности в природе не было. И, наконец, что они собственно ели, египтяне, ведь площадь возделываемых угодий осталась прежней, а специфика сельского хозяйства была не в состоянии элементарно прокормить население столь густонаселенной страны, каким (в нашем представлении) был Древний Египет. Странная «замороженность» искусства на протяжении тысячелетий, полное отсутствие развития канонов творчества — все это один большой вопрос. И самое интересное, что искусство Древнего Египта не оказывало должного влияния на развитие цивилизации. Оно стоит особняком и нуждается в дальнейшем пристальном исследовании. Парадоксально, но мастерство художников не нарастало, а утрачивалось (и это в рамках одного религиозного мировоззрения и культуры). Среди специалистов по данному вопросу в последнее время все чаще возникает «крамольная» мысль, что история Древнего Египта — это не развитие собственной культуры, а судорожная попытка некой элиты посвященных сохранить осколки знаний некогда существовавшей на Земле высокоразвитой цивилизации. Если допустить самое смелое, то мумифицирование — это воспоминание о некогда существовавшем на Земле методе клонирования или восстановления «образца» по генетическому коду.
Автор Лыков Н.Н. "Гармония окружающего мира"

«Гармония окружающего мира». В данной работе автор, взяв за основу наиболее известные работы импрессионистов, исследует созвучие семи нот нашей музыкальной культуры и основной цветовой гаммы, используемой в изобразительном искусстве. Интересной представляется попытка автора исследовать созвучие цветовой гаммы на предметной основе. Ведь импрессионизм — явление не только в изобразительном искусстве (Моне, Синьяк, Дега, Ван Гог), но и в музыке (Дебюсси, Сен Санс и др.) Тема эта недостаточно исследована и привлекает внимание лишь в последнее время. Влияние цветовой гаммы и музыкального фона на человека известно, но лишь недавно начались серьезные научные исследования в этой области. Еще в период «серебряного века» русской культуры композитор Скрябин использовал этот прием в своей « Поэме Огня».
Автор Лыков Н.Н. "Трансформация образа в искусстве"

«Трансформация образа в изобразительном искусстве». На примере зрительного ряда, в основе которого простой по строю и цветовому ряду натюрморт — букет роз. Автор объясняет возникновение и развитие направлений изобразительного искусства в первой четверти XX века. Именно в этот период физика вышла на новый уровень, неделимый доселе атом оказался куда как делим. «Лучи Рентгена» легко проникали сквозь непроницаемые преграды… Часть художников поняла это буквально, разложив живую форму на геометрические составляющие. Затем еще шаг в этом направлении — беспредметное искусство, от него уже рукой подать до абстрактного искусства, столь популярного во второй половине того же XX века. Но развитие человеческой культуры показало, что, несмотря на отдельные достижения в прикладной области, это путь в никуда, ни в что, путь к распаду общества и человека, как его составляющего. Время (лучший судья!) показало, все эти направления оказались «сухими листьями» на зеленом дереве жизни. Несколько в стороне от данных направлений стоит творчество Сальватора Дали, как практическое продолжение и творческое осмысление работ авторов позднего средневековья — Питера Брейгеля и Иеронима Босха.
Автор Лыков Н.Н. Триптих "Преодоление чёрного квадрата"

«Преодоление черного квадрата». Философски глубокая серия холстов, одна из интереснейших на выставке. «Черный квадрат» Малевича, по поводу которого чуть ли не 100 лет спорят (одни восторгаются, другие ругают) искусствоведы. «Черный квадрат» — это жуткий символ, символ трагедии, в которую ввергли Россию большевики. Черный квадрат ассоциируется с черными дулами маузеров их комиссаров, одержимых бредовой идеей мировой революции. Они готовы были весь мир превратить в «Черный квадрат». Но даже не это главное, а то, что «Черный квадрат» не конец всему, а начало сущего. Ведь черного нет в природе — это сложнейшая гамма цветовых отношений, раскрываемая во всем разнообразии. Ведь космос, на который ссылается Малевич, отнюдь не черный и не безжизненный. Достижения науки показывают, что цветовая гамма Вселенной безбрежна, как и она сама. Именно этот момент показал автор в своих холстах. Цвет в развитии и разнообразии — это новое в современном искусстве. Мы, наконец, хотя и с огромным трудом, «выломились» из большевистского «Черного квадрата». Впереди яркая, многогранная жизнь. Будем же ее достойны.
Автор Лыков Н.Н. "Древняя Греция"

«Древняя Греция» — одна из наиболее значительных и интересных работ автора. Ведь Греция — колыбель современной цивилизации. Именно оттуда идут начала наших наук — математики, архитектуры, литературы и философии. Европейский музыкальный строй тоже оттуда. И главное, понятие демократии, гражданского общества тоже пришло из Эллады. На холсте мы видим элементы, относящиеся к разным периодам греческой истории — прекрасное женское лицо — крито-микенская культура, маски трагедии и комедии — период Греции классической, именно они вдохновляли греков на битву за свободу Родины. Фермопилы, марафон, Саламин вписаны золотыми буквами в историю человечества. Коринфский и ионический ордера колонн — эпоха Эллинизма. Символ греческой культуры — амфора. Их находят по всему известному миру той поры — Ойкумены. Колонии греческих городов-полисов, словно жемчужины рассыпаны и по Средиземноморью и по Черноморью. Но не зря тут же присутствует и змея, символ раздоров и неурядиц, погубивших Грецию. Некогда гордые своей свободой греки вынуждены были склонить головы перед милитаристской, но централизованной Македонией. Закончили «век Греции» грозные легионы Суллы. Над Грецией развернулся «Pax Roma». Все смыло волной всеуничтожающего времени…
Автор Лыков Н.Н. "Пламень веры"

«Пламень веры» — работа из серии «Славия -Киевская Русь — Московская Русь — Российская империя — Советская Россия — Российская Федерация». Именно пламень веры позволит русичам сохранить национальную «самость» Руси в самые тяжелые периоды истории. Слово и дело — вот неразрывная черта русского национального характера. И как символы дуализма — великий молитвенник Земли Русской Сергий Радонежский и Георгий Победоносец, с ликом которого шли в бой русские дружины. Образ богатыря и храма, составляющие одно целое, есть образ — прочтение понятия «Церковь земная и небесная». Именно в варианте русского православия эти понятия слиты воедино. Пылает на холсте пламень веры, этот пламень должен пылать в сердце каждого, подвигать на дела и свершения во имя Отечества. И недаром, над всеми нами простерт покров Богоматери — небесной заступницы и покровительницы Руси.
Автор Лыков Н.Н. Палеолит - воспоминание о будущем"

Палеолит – воспоминание о будущем?
В последнее время искусство неолита и палеолита вновь привлекло пристальное внимание исследователей, причём в самых разных отраслях гуманитарных и технических наук. Самые интересные идеи высказывают отнюдь не специалисты по истории искусства. Идея достаточно «сумасшедшая», но, как правило, именно такие идеи оказываются верными. Суть её, вкратце в следующем;
- перед нами не «искусство» примитивных племён, некое послание нам, далёким потомкам, от людей иной цивилизации, существовавшей на планете земля в незапамятные времена. В пользу этой версии высказываются специалисты в соответствующих отраслях науки и техники. Тема высказываний такова – на основании вновь найденных артефактов, изучения древних мифов и эпосов сделан вывод о глобальной войне с применением оружия, неизмеримо мощнее ныне существующего.
Удивительно, но многие приёмы изображения характерны для Старого и Нового света. Примитив же – это результат уничтожения центров цивилизации, где и находились мастера. Но и то, что дошло до нас удивительно – и сейчас мы порой не можем передать движение, преобразование формы объекта, лаконичными средствами передать характерные свойства формы, отношения между объектами и окружающей средой. Необычен цветовой ряд изображаемого – но не следствие ли это изменения окружающей среды в результате глобальной катастрофы? (т.е. изменения в прохождении цветовой волны). Не о бедах ли, связанных с безумным развитием цивилизации, хотели предупредить нас далёкие предки, уцелевшие в глобальной катастрофе?
Автор Лыков Н.Н. Букет...

«Букет – забытый язык цветов»
При взгляде на эту работу Лыкова Н.Н. становится и обидно и от души жаль, что мы, живущие в начале XXI века, напрочь забыли «Язык цветов» столь обычный для европейцев АО Средневековья до конца века прошлого. Всю гамму человеческих чувств умели передать с помощью специально подобранных букетов. И если учёные сумели восстановить и прочитать многие ранее «мёртвые» языки, то «язык цветов» может, при известной любознательности, изучить каждый, был бы интерес и желание. А они в последнее время появились у многих россиян.
Автор Лыков Н.Н. Альпийская горка
«Альпийская горка»
Почему большинство из нас так тянет в горы? Что надеемся мы там найти и увидеть? Может новые горизонты, нечто незнакомое в обыденной жизни… А как легко дышится, двигаясь по горным тропинкам! Кажется, ещё немного и откроются необозримые горизонты. А там возникают новые долины, горные перевалы. Как это похоже на повседневную жизнь. А горы всегда горы, и неважно величественные ли это хребты или простая «Альпийская горка».

Комментариев нет: